События
30 апреля 2025 г., Москва
Дорогие участник ООД "За сбережение народа"! Поздравляю вас с праздником 1 мая. Раньше мы всей страной праздновали это день. На всех открытках и транспарантах было крупно написано: Мир! Труд! Май! ...
30 апреля 2025 г., Богданович
26-27 апреля в селе Троицкое Богдановичского района Свердловской области на территории храма во имя Святой Троицы, членами ОД "ЗА СБЕРЕЖЕНИЕ НАРОДА" были организованы патриотические сборы «Дозор Богатырский» посвященные 80- летию ...
24 апреля 2025 г., Москва
В целях сохранения исторической памяти, в ознаменование 80-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов,в благодарность ветеранам 2025 год объявлен Годом защитника Отечества.Это дань уважения к ратному подвигу всех, кто ...
12 марта 2025 г., Владикавказ
В Республике РСО-А стартовал Проект «Наше Достояние». Этот важный социальный инициативный шаг направлен на поддержку пожилых и одиноких людей, предоставляя им платформу для общения, активного досуга и культурного самовыражения. Ссылка ...
10 марта 2025 г., Екатеринбург
Уральский институт кардиологии первым в регионе внедрил инновационную технологию проведения инвазивной коронарографии со стентированием — так называемую высокотехнологичную медицинскую помощь, позволяющую сократить время пребывания пациента в стационаре до 24 часов.https://ura.news/news/1052899173
6 марта 2025 г., Москва
Поздравление Председателя Правления А.Б. Красильникова с Международным женским днем.Видео на Rutube
21 февраля 2025 г., Москва
Дорогие участники ООД «За сбережение народа»!Поздравляю вас с Днем защитника Отечества!Этот праздник всегда был важным в нашей современной истории. Во времена СССР армия стояла на защите наших границ, наших ценностей, ...
14 февраля 2025 г., Богданович
11 февраля в парке культуры и отдыха г. Богданович и состоялся мастер-класс по скандинавской ходьбе для граждан старшего поколения. Специализированный инструктор по скандинавской Ходьбе, специалист по адаптивной физкультуре, полномочный представитель ...
29 января 2025 г., Тамбов
Семиклассница 2-й Гавриловской школы Вероника Козырева увлеклась изготовлением мыла в августе прошлого года. Школьница решила, что хобби должно приносить не только удовольствие, но и общественную пользу. Заработанные таким образом деньги ...
29 января 2025 г., Казань
5 января, в рамках ООД "За Сбережение народа" феерическим Финалом завершился Грандиозный Проект в Татарстане "Семейный очаг".Это достойное завершение Года Семьи! Из более, чем 5тысяч семей было выбрано 12 самых ...
Архив

Совет да пенсия

 

Александра Очирова,

председатель наблюдательного совета Национальной пенсионной ассоциации

 

В последнее время вни­мание общества все чаще направлено на обсуждение пенсион­ных проблем, и спектр различных взглядов на ход пен­сионной реформы, на перспекти­вы ее развития сегодня весьма широк.

Насколько вписывается пред­лагаемая властью пенсионная модель в общую стратегию соци­ально-экономического развития России, насколько она увязана с современными проблемами го­сударства и общества и насколь­ко эффективно она будет способ­на решать возложенные на нее социальные задачи и способство­вать солидарности общества и развитию человеческого капита­ла?

Казалось бы, вопрос понятен и должен быть включен во внео­чередную повестку дня государ­ства и общества, законодатель­ной и исполнительной власти и без промедления решен в резуль­тате их совместной деятельности по выработке приемлемых реше­ний как по сближению различ­ных позиций пенсионного сооб­щества (профсоюзов, работода­телей, управляющих компаний и негосударственных пенсионных фондов, профессиональных эк­спертов, законодательных и ис­полнительных органов власти всех уровней), так и по формиро­ванию продуктивного пенсион­ного законодательства и государ­ственных гарантий исполнения пенсионных прав граждан.

Следует отметить, что в по­следние годы в открытом режиме дискуссий такое взаимодействие постоянно осуществлялось в фор­мате дискуссий и в Обществен­ной палате страны, и на площад­ках РСПП и ФНПР, Общественно­го совета по инвестированию средств пенсионных накоплений при президенте России, в форма­те международных и общерос­сийских конференций, «круглых столов» и т.д. И, как показывают эти дискуссии, почти всегда в центре внимания были вопросы по накопительной части пенсии. На сегодняшний день правитель­ство приняло повторное решение по неправомерному изъятию пенсионных накоплений граждан России, которые решили сохра­нить свои отчисления в накопи­тельной части трудовой пенсии.

Национальная пенсионная ассоциация, которая продолжает настаивать на ранее озвученных позициях гражданского общест­ва при обсуждениях на всех вы­шеперечисленных дискуссион­ных площадках, по-прежнему предлагает пенсионную реформу приостановить и продолжить ее обсуждение. Высокая социальная значимость этой темы под­черкивает необходимость про­дления сроков общественного обсуждения по проблеме накопи­тельной составляющей и мало кому понятных новых правил на­числения пенсий и необоснован­ных экономических расчетов при введении пенсионных коэф­фициентов и баллов, сделать об­суждаемые тезисы по сути до­ступными для понимания гра­ждан, разъяснить все последст­вия и риски, которые она в себе несет.

Вспомним по определению, что пенсионная политика—не­отъемлемая часть социальной политики и для ее осуществления и понимания целей социального государства и социальной без­опасности граждан требуется стратегическое начало, но, к со­жалению, нынешняя пенсионная реформа отличается внезапно­стью и быстрой сменой правил игры, где долгосрочные техноло­гии заменены краткосрочными решениями, не принимающими во внимание все риски и послед­ствия, которые они в себе несут. Ведь когда мы говорим о пенсии в понимании общества, то речь идет о создании необходимых ка­чественных условий жизни нера­ботающего населения, не забы­вая при этом об их социальных правах, как и о конституционной ответственности государства за осуществление этих прав, как и о том, что развитие личностного капитала не заканчивается с вы­ходом на пенсию.

Мы понимаем, что, безуслов­но, есть несколько объективных факторов, которые делают про­блему пенсионного обеспечения уязвимой. В первую очередь на что, собственно, неоднократно обращалось наше особое внима­ние, это национальные демогра­фические тенденции, обозначив­шие в России демографическую асимметрию между поколения­ми, что в условиях рыночных ме­ханизмов напрямую сказывается во всех сферах общества, в моде­лях социально-экономического развития, изменяя также воз­растную, профессиональную и социальную структуры общест­ва и выявляя новые риски для развития. Как считают эксперты, в мировом масштабе темпы ро­ста пожилого населения более 2,5 процента в год, в то время как темпы роста населения в целом немногим более одного процен­та. Фактор старения населения признанный в мире вызов, и нельзя не заметить, что сущест­вующая в нашей стране распре­делительная пенсионная система без накопительной составляю­щей не может в полной мере учитывать эту особенность, более того, что не менее важно, создает почву для безынициативного по­ведения людей и уходит в сторо­ну от стратегического целеполагания—развития человеческого потенциала будущих пенсионе­ров. Пенсионная система России состоит из двух взаимодействую­щих частей: распределительной и накопительной, и, видимо, сле­дует предположить, в силу сло­жившихся обстоятельств так она и должна существовать.

Распределительные механиз­мы пенсионного обеспечения в первую очередь исторически определились в связи с рабочими профессиями, с физическим ха­рактером труда, в то время как современное состояние рынка труда испытывает большое влия­ние изменившегося характера труда, влияние компьютерных и телекоммуникационных техно­логий, всемирных глобальных характеристик, вызовов, рисков и диспропорций современной цивилизации. Учитывает ли рас­пределительная система все эти новые особенности глобального мира и специфику развития страны? Можно ли ломать нако­пительную пенсионную систему даже если обозначились трудно­сти с бюджетом, и путать страте­гические, сущностные решения с тактическими особенно в такой сложный период, когда особенно важны не только бюджетные проблемы, но и доверие, и состояние гражданского общества в целом ментальность активности и образа мышления людей, а также возможности накопительной системы как внутреннего инвестора для долгосрочных инвестиций в инфраструктурные проекты и экономический рост страны? К слову сказать, российский финансовый рынок и его участник к этому готовы.

Безусловно, встают вопросы первую очередь обеспечения финансовой устойчивости пенсионной системы, доходности, сохранности и возвратности пенсионных накоплений граждан, определения их права собственности и наследования на эти накопления, создания корпоративных пенсионных систем и государственных гарантийных фондов, и что, пожалуй, самое главное—вопрос сохранения и повышения доверия населения к власти и к социальной политике, которую она проводит. Потому что в любой стране это доверие связано с обеспечением националь­ной безопасности страны и соли­дарности общества.

Все эти вопросы сфокусиро­ваны в сфере обеспечения пенси­онных прав граждан. Могут ли предлагаемые столь поспешные непродуманные и необсужденные решения повлиять на повы­шение доверия граждан в сфере, где население на сегодняшний день не обладает достаточной финансовой грамотностью и не может до конца разобраться в сложной бухгалтерской терминологии концепций, которая пос­тоянно меняет свой вектор и ар­гументацию, тем самым возбу­ждая общество и нанося непо­правимый ущерб имиджу нашей социальной политики.

В этой связи встает вопрос, яв­ляется ли очередное заморажива­ние выплаты денег негосударст­венным пенсионным фондам и управляющим компаниям, пред­ложения по переводу рынка негосударственного пенсионного страхования в добровольный формат единственным выходом из создавшейся непростой эконо­мической ситуации и проблемно­го бюджета страны? И если сохранность, возвратность и доход­ность так же, как необходимость повышения коэффициента заме­щения трудовой пенсии до уров­ня 40 процентов, являются глав­ными задачами пенсионной си­стемы России, то технология их достижения не есть отказ от принципа, сориентированного на стратегические возможности ис­пользования «длинных пенсион­ных денег» накопительного пен­сионного образования. Скорее наоборот. Во всяком случае это вопрос, достойный дополнительного осмысления профессио­нальных расчетов экономиче­ского обеспечения и согласован­ных решений, затрагивающих все стороны общества. Управление пенсионными нако­плениями одно из самых социаль­но ответственных направлений взаимодействия государства и бизнеса, и, может быть, для более эффективного управления бизне­сом с учетом задачи формирова­ния внутреннего инвестора необ­ходимо передать функцию по рас­смотрению инвестиционных инфраструктурных проектов РФПИ, тем более что на прошедшем в Сочи инвестиционном фо­руме руководитель РФПИ под­держал возможность инвестиро­вания пенсионных накоплений в инфраструктуру страны.

К этому можно добавить, что страхователем по обязательному пенсионному страхованию дол­жен стать не работодатель, а ра­ботник. Понятийное единообра­зие, прозрачность и технологич­ность исполнения норм за счет системного решения взаимосвя­занных проблем – это и есть стра­тегия целеполагания, на которой и должна быть построена соци­альная политика, решающая про­блемы повышения качества жиз­ни и сохраняющая смысл разви­тия страны.

И в этих условиях накопи­тельная система легко превраща­ется в серьезный, я бы сказала, стратегический внутренний ре­зерв развития, который найдет свое место в инфраструктурных проектах, в региональных нако­пительных системах и других важных направлениях развития. Во всяком случае нельзя игнори­ровать сложившуюся точку зре­ния о том, что новая пенсионная реформа должна использовать накопительные механизмы для реального улучшения пенсион­ного обеспечения граждан и эти шаги не должны осуществляться за счет индексации или конфи­скации (как непрофессиональ­ное латание дыр), а прежде всего за счет системного решения вза­имосвязанных социальных про­блем, с учетом всех ранее сфор­мированных государством пен­сионных обязательств и страте­гических задач его развития. И, безусловно, есть смысл выпол­нить рекомендации общества о том, что в системе государствен­ного управления должны быть заложены столь необходимые контрольные функции власти и общества за пенсионной сферой, с тем, чтобы улучшить эффектив­ность использования пенсион­ных денег, повысить уровень жизни граждан в стране до харак­теристик социальной безопасно­сти и нравственного порядка.

Понимая сложность и соци­альную значимость данной темы, Национальная пенсионная ассо­циация будет просить президен­та Российской Федерации В.В. Путина содействовать продле­нию сроков общественного обсу­ждения и подготовки новой кон­цепции и программы пенсионно­го обеспечения. А также рассмо­треть возможность образовать при президенте России Совет по программе развития пенсионной системы страны на долгосроч­ную перспективу.

Оригинал публикации 

Партнеры
Москва, Гостиничная улица, д.9А
Тел. +7 495 482 23 06
Тел. +7 495 482 28 82
E-mail: [javascript protected email address]