События
May 30, 2019, Москва
14 сентября 2019 года в рамках празднования 23-летия Компании АРГО состоится Конференция «С десятилетием!», посвященная юбилею Общероссийского общественного движения «За сбережение народа».  Среди приглашенных гостей со-президенты движения, члены Центрального Совета ...
May 30, 2019, Москва
ВНИМАНИЕ!  Объявляется сбор старых ключей от дверных замков для изготовления артобъекта «Берегиня», посвященного беременной женщине. Сбережение народа – это задача, которая стоит перед Россией. Самое светлое время настоящей женщины – это время ...
May 30, 2019, Москва
В столице зарегистрировано свыше 30 тысяч некоммерческих организаций, из них более 6 тысяч – социальной направленности. Относитесь к этой категории? Тогда предложите свой проект, который сделает столицу еще лучше, добрее и ...
May 20, 2019, Санкт-Петербург
В школе №222 «Петришуле» Центрального района Санкт-Петербурга под руководством учителя Шаталовой Ольги Леонидовны продолжается активная работа по экологическому воспитанию школьников. Дети участвуют в экологических акциях, разрабатывают исследовательские проекты, участвуют в ...
May 20, 2019, Санкт-Петербург
Из опыта работы по экологическому воспитанию Работая учителем географии в школе и имея классное руководство, я все больше прихожу к мысли, что нам, учителям, необходимо  серьезно задуматься над экологическим воспитанием ...
May 12, 2019, Набережные Челны
Кто отвечает за пиар ЗОЖ и сбережение народа? Кому и почему нужен здоровый образ жизни? Не сводится ли сама по себе идеология здорового образа жизни к красивым лозунгам, за которыми ...
May 12, 2019, Набережные Челны
Закончился первый сезон программы «Прогулка с врачом»Как один день пролетели все 27 недель программы «Прогулка с врачом», когда каждую субботу в 10.00 в просторный и светлый зал Центра ...
May 9, 2019, Чехов
9 мая в г. Чехове активисты ООД "За сбережение народа" и ПО "АРГО" вручали подарки ветеранам Великой Отечественной войны.
May 9, 2019, Москва
9 мая2019 года в 15:00 на Красной площади столицы России стартовало главное ежегодное шествие "Бессмертный полк". Штаб "Бессмертного полка" возглавляют лауреаты премии "За сбережение народа", народные артисты Российской Федерации ...
May 6, 2019, Казань
Заслуженный мастер спорта по вольной борьбе в легчайшей весовой категории (до 48 кг), четырехкратный чемпион мира, чемпион Европы, бронзовый призер XXII Олимпийских игр, обладатель Кубка мира Сергей Григорьевич Корнилаев на ...
Архив

Экологическое воспитание школьника как залог будущего страны

Из опыта работы по экологическому воспитанию

Работая учителем географии в школе и имея классное руководство, я все больше прихожу к мысли, что нам, учителям, необходимо  серьезно задуматься над экологическим воспитанием подрастающего поколения. Как воспитать осознанно-правильное отношение к окружающей среде и здоровому образу жизни? Как повысить экологическую культуру школьника? Я уверена в необходимости того, что дети, учась в школе, серьезно должны задуматься: какой посильный вклад они могут внести для улучшения окружающей среды и рационального природопользования.




К сожалению, в нашей школе, имеющей языковой уклон, как и во многих других, экология как предмет не нашла места в Базисном учебном плане. Некоторые вопросы, касающиеся сферы экологии, можно найти лишь в традиционных учебных предметах. На мой взгляд, этого недостаточно. Такой подход к экологическому воспитанию не дает полного представления обо всех экологических проблемах. Ведь именно в настоящее время тема экологии приобрела особую актуальность и значимость. С развитием общества растут с каждым годом и экологические проблемы. И они носят уже глобальный характер.

Неслучайно, экологическое образование признано на сегодняшний день Министерством Просвещения Российской Федерации одним из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем. Именно экологическое образование, на мой взгляд, является основой формирования нового образа жизни, жизни человека в гармонии с окружающей средой.

Мне, как учителю географии, как жителю большого мегаполиса хорошо известны экологические проблемы. Поэтому в своей педагогической работе я ставлю цель не только повышать экологическую культуру школьника, но и расширять общественное участие по вопросам окружающей среды, чтобы не оставить детей равнодушными к происходящим негативным изменениям в окружающем мире. Моя работа рассчитана на учащихся средних и старших классов общеобразовательной школы, реализуемая как на уроках, так и во внеурочное время в течение года.  Именно в этом возрасте дети осознанно могут подходить к решениям той или иной проблемы. Они имеют достаточный спектр знаний в области различных учебных предметов, что дает им возможность оперировать сложными понятиями. Опираясь на Базисную школьную программу по географии, где кратко рассматриваются некоторые вопросы по экологии, я в дополнение решила углубить и расширить знания по экологическому образованию и воспитанию школьника, придав им практическую направленность.



В течение учебного года рассматривалось несколько основных  тем, основой которых являлся школьный курс. Но, чтобы темы при изучении были интересны и доступны детям, я делала акцент на практико-ориентированный подход, на разнообразные формы интерактивного обучения, на использование инновационных технологий: проектной деятельности, технологии развития критического мышления (ТРКМ), технологии развития изобретательных задач (ТРИЗ), а также активно использовались базы учебных экологических центров Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

В планирование работы по экологическому воспитанию я включила не только тематику разнообразной познавательной  деятельности школьников, но и формы работы, и участников процесса. Я подключила родителей к нашим делам, которые, как правило, проявляли активную жизненную позицию , студентов, которые ежегодно проходят практику у нас в школе и другие ученические коллективы. Творческие взаимодействия классного коллектива в сфере экологического воспитания очень широкие и разносторонние. Они активно реализовывались через участие в различных творческих проектах, экологических акциях, экологических выставках, в комплексных интерактивных занятиях. Эта совместная работа давала  детям возможность изобретать, решать нестандартные экологические задачи, развивать креативное мышление и творческое воображение.

Работая над поставленными задачами экологического воспитания в современных условиях, я прекрасно понимаю, что решения проблем окружающей среды будут достигнуты в том случае, если эти проблемы рассматриваются всесторонне, на основе единства природного, социального и экологического аспектов окружающей среды при поддержке образовательных и производственных учреждений, органов власти, общественных организаций, представителей бизнеса. Поэтому мы со своими идеями вышли на Муниципальный Совет нашего округа, поделились своими разработками, творческими замыслами, показали открытые уроки и занятия на экологические темы, оформили свой «Зимний Сад», фотовыставки, подключились к работам экологических центров (Центр природы в г. Пушкин, образовательный центр ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»). Муниципальный Совет откликнулся на наше предложение, организовав экологические акции по местам Боевой Славы и работу по благоустройству придворовых территорий в летний период.

В настоящее время дети разрабатывают страничку экологического сайта, чтобы можно было выйти в мировую общественность со своими предложениями, найти своих единомышленников, друзей, поделиться своим опытом и поучиться у других. Мы ставим своей задачей так же выйти в детские молодежные общественные объединения, чтобы привлечь их к экологическим проблемам и, возможно, создать районные экологические организации на базе школ.

Очень важно, чтобы мы, взрослые, могли предложить детям позитивную привлекательную, но в то же время реалистичную картину будущего, вселяли веру в возможность положительных перемен.

Что касается результатов, то главные результаты - долгосрочны. Ведь опыт, полученный ребятами в области экологического воспитания, станет определять их поведение в будущем, их приоритетную жизненную позицию. Результаты социологического опроса, проводимого как в начале, так и в конце учебного года, показали повышение экологической компетентности детей и в 3 раза увеличение активности по сохранению окружающей среды. Дети научились сообща решать многие экологические проблемы и, самое главное, имеют осознанно-правильное отношение к окружающему миру. И мне, безусловно, будет очень приятно, если когда-нибудь где-нибудь я встречусь с одним из моих учеников, и он мне скажет: «Я занимаюсь разработкой экологически чистых двигателей» или «Я работаю над альтернативными видами энергии». А другой, возможно, и не будет разрабатывать ничего, но он не сломает ветку дерева, не бросит на тротуар обертку от фантика, т. е. не будет нарушать экологические правила, которые позволяют сохранить равновесие в природе. Хочется, чтобы экологически грамотное поведение каждого человека стало нормой нашей жизни.

Использовать мой опыт работы можно в любой общеобразовательной школе, не пересматривая содержание Базовых учебных программ. Все зависит от желания и положительного настроя детей и самого учителя. Работая уже много лет с детьми разных возрастов, я придерживаюсь такого кредо: «Ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который нужно зажечь». Своими делами мы хотим «зажечь» и сердца других детей. Только объединившись, мы сможем решить многие вопросы, связанные с экологическими проблемами. За нашими детьми – будущее. Но какому будущему быть – зависит и от нас с вами. Мы обязаны именно сейчас подготовить подрастающее поколение к ответственному принятию решений, способных повлиять на формирование будущего страны и мира в целом. Наш девиз: «Чтобы сохранить себя – сохрани природу, а чтобы сохранить природу – развивай себя». Вот простая и одновременно сложная истина. И мы с детьми постоянно стремимся ее познать. 

Шаталова Ольга Леонидовна, Учитель школы №222 «Петришуле» Центрального района г. С-Петербурга

                                                           

Москва, Гостиничная улица, д.9А
Тел. +7 495 482 23 06
Тел. +7 495 482 28 82
E-mail: [javascript protected email address]